Современные системы торможения
Сегодня современные тормозные системы выпускаются с электронными помощниками:
- ABS – антиблокировочная система (препятствует блокированию колес при экстренном торможении);
- ASR – антипробуксовочная система (препятствует проскальзыванию ведущих колес при старте на скользком покрытии);
- ESP – электронная система динамической стабилизации автомобиля (в ней объединены две системы ASR и ABS).
Эти тормозные системы очень эффективны, но нужно знать и еще об одном способе торможения, а именно, торможение двигателем.
Давайте разберемся, что такое торможение двигателем, в чем особенность торможения двигателем и как оно выполняется.
Что такое торможение двигаетелем?
Торможение двигателем – это торможение, при котором автомобиль снижает скорость без нажатия водителем на педаль тормоза (т.е., без применения тормозных механизмов).
Торможение двигателем возможно только при механической коробке переключения передач.
Применение торможения двигателем
Торможение двигателем можно применять в трех случаях:
- На скользких дорогах. На скользкой дороге автомобиль при торможении (даже с ABS) может занести. Поэтому торможение двигателем на таких дорогах позволит сохранить устойчивость и управляемость автомобилем.
- На длинных затяжных спусках. Причем, чем ниже передача, тем эффективнее торможение двигателем. Такое торможение на затяжных спусках не вредит мотору. На длинных затяжных спусках торможение двигателем исключает перегрев тормозных механизмов. При длительном торможении (нажатии на педаль тормоза) в тормозной системе колодки могут нагреться докрасна. Это может привести к снижению эффективности торможения и даже выходу из строя тормозной системы.
- При отказе рабочей тормозной системы. При отказе тормозов, необходимо последовательно переключать скорости с 5-й передачи, на 4-ую, 3-ую, 2-ую и на 1-ую, а для полной остановки машины просто затянуть ручник либо выключить зажигание.
Как курсанту понять, что такое торможение двигателем и как его выполнить? Очень просто. Даже на первых практических занятиях курсанта в автошколе при движении в городском потоке можно понять, что такое торможение двигателем. Включаете первую передачу, начинаете движение, надавили на педаль газа и разогнали машину, а затем резко отпустите педаль газа, машина снизит скорость за счет двигателя, а не за счет тормоза. Вот это и будет торможение двигателем.
Порядок действий при торможении двигателем
Теперь разберем порядок выполнения действий при торможении двигателем, когда автомобиль движется на большой скорости, например на четвертой передаче.
Последовательность действий следующая. Вы едете на 4-й передаче со скоростью 70 км/ч, нажимаем на педаль сцепления, переключаем на 3-ю скорость, машина снижает скорость. Далее нажимаем на педаль сцепления, переключаем на 2-ю скорость, машина еще интенсивнее снижает скорость, затем опять нажимаем на педаль сцепления, включаем 1-ую передачу, она еще интенсивнее снижает скорость. Чем передача ниже, тем интенсивностьторможения будет сильнее.
При торможении двигателем не загораются стоп-сигналы. Поэтому для безопасности движения необходимо несколько раз кратковременно нажать на педаль тормоза для информирования участников движения, движущихся сзади либо просто нажать на «аварийку».
При обучении вождению в городском потоке, особенно на первых занятиях, у курсантов возникает следующая ошибка, вызванная непреднамеренным торможением двигателя. Курсант включает 1-ую передачу, разгоняет машину до 20 км/ч, нажимает педаль сцепления, включает 2-ую передачу, разгоняет машину до 40 км/ч. Следующая передача должна быть третья, но курсант в начале обучения часто путает первую и третью передачу, т.е. вместо третьей передачи, включает первую. При этом машина стремительно снижает скорость (идет очень резкое торможение двигателем). Можно даже клюнуть носом о руль. Такое торможение очень опасно из-за движущихся сзади машин, водители которых рассчитывают, что вы будете разгонять свой учебный автомобиль и включите 3-ую передачу. Он не видит, что загораются стоп-сигналы (они загораются только при нажатии на педаль тормоза), что в результате может привести к ДТП. Если вдруг такое случилось, нужно сразу же нажать на педаль сцепления и включить 2-ую передачу, восстановив первоначальную скорость движения.
Автошкола «Профессионал» желает успешной сдачи экзамена в ГИБДД и удачи на дорогах!