Правильная посадка в автомобиле
Известно, что при управлении автомобилем основную нагрузку испытывают мышцы рук, ног, спины и шеи. При посадке в сиденье водителю необходимо расслабить максимальное количество мышц тела. Поэтому посадка в автомобиле является очень важной, особенно при длительной поездке. Удобная посадка в сиденье должна доставлять комфорт водителю во время езды.
Регулировка сиденья назад, вперед
Первым делом при эффективной посадке водителя нужно отрегулировать сиденье. Для этого необходимо учесть несколько факторов.
Сидя в сиденье водителя необходимо выжать педаль сцепления (для автомобилей с механической коробкой переключения передач), рисунок 1.
При автоматической коробке переключения передач (АКПП) левую ногу нужно поставить между подставкой для левой ноги и педалью тормоза, рисунки 2,3.
При таком нажатии на педаль левая нога должна быть слегка согнута в колене. Это является пассивной безопасностью для водителя, так как при лобовом столкновении на трассе с другим автомобилем ноги будут складываться естественно и останутся целыми и невредимыми. Подвигав сиденье водителя с помощью фиксирующей скобы (нужно поднять эту скобу вверх, сдвинуть назад или вперед сиденье и опустить скобу, зафиксировав сиденье), находящейся под сиденьем водителя, добиваемся нужного положения ног (рисунок 4).
Регулировка угла наклона спинки
Следующим этапом регулируем угол наклона спинки (см. рисунок 4). При выборе уклона сиденья, с одной стороны нам должно быть комфортно, с другой стороны биологическая система человека дает максимальное чувство управления автомобилем тогда, когда спинка сиденья будет строго вертикально. При вертикальном положении задней спинки вестибулярный аппарат человека будет передавать информацию о движении автомобиля в максимальном объеме. Важно найти золотую середину, между наклоном спинки сидения назад и его вертикальным положением.
У многих современных автомобилей сиденье регулируется еще и по высоте. Рычаг регулировки высоты сиденья находится рядом с рычагом наклона спинки. Подушка сиденья поднимается при нажатии рычага регулировки высоты вверх. Опускается подушка при нажатии рычага вниз (см. рисунок 4).
Настройка подголовников
Подголовники предотвращают или минимизируют травмы водителей и пассажиров при ДТП, особенно при ударе в заднюю часть автомобиля. При ударе в заднюю часть голову отбрасывает назад и, если не было бы подголовников, то вероятность получить смертельную травму резко возрастает.
Наклон подголовника должен быть таким, чтобы поддерживать затылок. Подголовник должен обязательно прикасаться к голове.
Регулировка рулевого колеса и положение рук на руле
На современных автомобилях есть возможность отрегулировать рулевое колесо по длине и высоте вылета. Для этого необходимо поднять рычаг под рулевым колесом (см. рисунок 5). При этом рулевая колонка разблокируется и, перемещая рулевое колесо, установите его в удобном для себя положении. Опустите рычаг для закрепления положения руля.
Далее проверяем правильность положения рук на рулевом колесе. Для этого, не отрывая свои лопатки от сиденья, левую (или правую) руку выпрямляем и кладем запястьем на руль в районе цифры 12 (рисунок 6).
Если запястье не оказывается на верхней точке руля, а положение задней спинки сиденья устраивает (комфортно) необходимо чуть пододвинуть или чуть отодвинуть сиденье водителя. Руки на рулевом колесе, если смотреть на циферблат, должны находиться между цифрами 9,10 и 2,3.
Дополнительно к этому, можно еще проверить, дотягиваетесь ли вы в таком положении до самой отдаленной передачи (как правило, это пятая передача, см. рисунок 7). При этом лопатки от спинки сидения также не должны отрываться. Это оптимальная поза для работы с органами управления автомобиля. В случае необходимости (например, аварийной ситуации) можно схватить руль в любой его точке полным хватом хоть левой, хоть правой рукой.
При длительных поездках очень важно, чтобы руки имели опоры под локтями (желательно, чтобы локти не висели в воздухе). Опорой правой руки служит подлокотник водителя (см. рисунок 8). Опорой левой руки служит выступ двери водителя или специальный подлокотник (см. рисунок 9). Применение подлокотников снимает напряжение в руках и плечах, и водить автомобиль становится комфортнее.
Зеркала заднего вида
Безопасность дорожного движения немыслима без регулировки зеркал заднего вида. Необходимо отрегулировать зеркала таким образом, чтобы мы могли видеть, что происходит сзади и сбоку. Первым делом необходимо выставить горизонт (см. рисунок 10). Водитель должен при этом видеть край автомобиля, как в левом зеркале, так и в правом зеркале заднего вида. Во многих автомобилях левая часть левого зеркала сделана сферической. Это сделано для того, чтобы увеличить обзорность и видеть мертвые зоны.
Помимо зеркал заднего вида необходимо отрегулировать еще и внутрисалонное зеркало (рисунок 11). Оно должно быть по линии центра заднего стекла.
Автошкола «Профессионал» желает Вам успешной сдачи экзамена в ГИБДД и до встречи на дорогах! Перед запуском автомобиля пристегните ремень безопасности.