С точки зрения психологии схема управления транспортным средством следующая. На водителя действуют внешние и внутренние раздражители.
1. Внешние раздражители. Водитель получает сигналы (информацию) через зрение и слух из окружающей среды (сигнал светофора, звуковой сигнал и т.д.). Эти сигналы действуют на органы ощущения. Полученная информация поступает в центральную нервную систему через преобразование нервных импульсов. Кроме перечисленных сигналов из памяти добавляются знания, приобретенные раньше. На основании всего этого мозг человека принимает решение и дает команду нужной группе мускулов для выполнения действия.
2. Внутренние раздражители. К ним относятся стрессы, недосыпание, боль, переутомление и др. Внутренние раздражители также могут привести к возникновению опасной ситуации на дороге.
Нервная система водителя должна обладать совокупностью качеств. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
1. Адаптация. У человека глаза должны привыкнуть к свету или темноте. При увеличении света зрачки сужаются, а при темноте – расширяются. Это и есть адаптация. Примером может служить яркий дальний свет фар встречных (или попутных) автомобилей, который действует на светочувствительные элементы глаз. На время наступает ослепление водителя (5 – 10 секунд). Необходимо снизить скорость и остановиться на той полосе, по которой вы ехали, включить аварийную сигнализацию. Ни в коем случае не нужно уходить вправо на обочину, как пытаются сделать водители. Это приводит к ДТП.
2. Время реакции. Время реакции водителя является одним из основных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения. Скорость реакции зависит от нагруженности нервной системы человека и его внимательности. Время реакции водителя (составляет примерно 1 секунду) зависят от скорости движения автомобиля, интенсивности движения, опыта водителя, принятия психотропных препаратов и употребления алкоголя.
3. Зрение и слух. Основными характеристиками зрения является его острота и поле, глазомерная оценка расстояния, скорости и точности, а также способность различать цвет. Известно, что с увеличением скорости, поле зрения водителя сужается (чем выше скорость, тем меньше водитель видит). Например, при скорости движения 40 км/час водитель видит отчетливо перед собой предметы влево и вправо от автомобиля в горизонтальной плоскости на угол 40 градусов, а при скорости 90 км/час только 20 градусов. Левее и правее от этих параметров водитель не видит (все мелькает). Тоже самое происходит и в вертикальной плоскости. Так называемый «тоннельный эффект».
На слух человека действует вибрация и шум. Шум и вибрация приводят к утомлению нервной системы, что может при длительном воздействии привести к ослаблению внимания и повлиять на безопасность движения (например, постоянный шум неисправного двигателя, генератора или искусственная неровность на дороге в виде шумовых полос и т.д.).
Водителю необходимо учитывать перечисленные психофизиологические качества при управлении транспортным средством. Удачи на дорогах.
10.05.2017